Капитан
П. ГОРБУНОВ
РАЗВЕДКА НОЧЬЮ СПОСОБОМ НАБЛЮДЕНИЯ
И ПОДСЛУШИВАНИЯ
( В помощь руководителям занятийна сборах наблюдателей)
Наблюдать
и подслушивать ночью должен уметь каждый солдат. Особенно нужны
такие навыки разведчикам.
Обучение приемам наблюдения и подслушивания
ночью имеет ряд характерных особенностей. От руководителя требуется,
чтобы он всесторонне продумал организацию и материальное обеспечение
занятия (способы показа противника по демаскирующим признакам, управление
показчиками и обучаемыми и т. д.). С обучаемыми обязательно проводится
предварительная подготовка, как в дневных, так и в ночных условиях.
Следовательно, обучение наблюдению и подслушиванию является делом
не простым, как это иногда кажется малоопытным офицерам.
В силу этих соображений нельзя предложить какой-то, один рецепт
для проведения таких занятий. Успех в каждом случае будет зависеть
от инициативы, и изобретательности офицера-руководителя, от его
умения заинтересовать солдат и сержантов изучаемой темой. Ниже излагается
один из вариантов работы руководителя в период подготовки и приведения
занятия на тему "Разведка ночью способом наблюдения и подслушивания".
Подготовительный этап
Допустим,
ночное занятие будет запланировано в расписании в середине недели.
Руководитель будет иметь для подготовки его достаточно времени.
Очевидно, наряду с планированием других занятий, которые предстоит
ему провести с солдатами и сержантами, в его личном плане найдут
отражение и вопросы предстоящего ночного занятия.
Например, выписывая тему и учебные вопросы из расписания, руководитель
может наметить в своем личном плане такое подготовительное мероприятие,
как беседа с солдатами об особенностях ночного зрения (в часы самоподготовки).
Кроме того, он должен заранее продумать детальный план оборудования
участка местности, на которой будет проходить занятие, разработать
объем и последовательность показа признаков, демаскирующих противника,
подобрать и соответствующим образом подготовить группу солдат, которым
будет поручено воспроизводить все то, что нужно показать за противника
по ходу Занятия.
Теперь рассмотрим, как же лучше выполнить запланированное по подготовке
и проведению занятие по нашей теме.
Беседа с солдатами
К намеченному
сроку руководитель подготавливает беседу с солдатами об особенностях
ночного зрения. Он использует для этого соответствующую литературу
и пособия. В частности, можно рекомендовать книгу профессора К.
X. Кекчеева "Ночное зрение (как лучше видеть в темноте)", изданную
в 1945 г. издательством "Советская наука", и популярную брошюру
кандидата биологических наук А. А. Малиновского "Строение и жизнь
человеческого тела" (Огиз-Гостехиздат, 1948 г., стр. 48-53, раздел
10 "Глаз и ухо").
Беседу желательно сопровождать иллюстрацией чертежей и рисунков.
Примерное содержание беседы
Ночь
и туман представляют значительные трудности для действий войск.
Солдат-разведчик, чья особая работа больше всего требует участия
глаз, в условиях ночи и тумана лишается возможности нормально видеть.
Все местные предметы на половину суток (а осенью и зимой даже на
большее время) окутываются тьмой. Ночью местные предметы наблюдаются
совершенно не такими, какими мы видим их при дневном освещении.
Например, глядя на дерево, при дневном освещении, мы хорошо видим
его окраску, цвет листьев, сучья, ветви, желтые или красноватые
пятна листвы и т. д. Если же мы будем смотреть на то же дерево ночью,
то оно покажется меньше по размеру, каким-то тусклым. Пропадает
цвет (окраска) листьев, не видно ветвей и сучьев. Ночная тьма как
бы проглатывает все эти детали, как бы заливает дерево густой черной
тушью и превращает его в темное пятно, отдаленно напоминающее хорошо
знакомый нам местный предмет.
Так ночная темнота искажает зрительные восприятия предметов, которые
днем мы видим хорошо. Отсюда, перед разведчиком возникают большие
трудности, когда ему ночью приходится вести наблюдение за объектами
противника, выявлять огневые точки по различным признакам.
Трудности, безусловно, большие, но для глаза опытного разведчика
они вполне преодолимы. Бывалый разведчик, например, чтобы лучше
рассмотреть интересующий его предмет, смотрит на него сначала прямо,
а затем медленно отводит свой взор несколько в сторону от предмета.
Зачем он это делает? А вот зачем. Наши глаза, если изучить их строение,
имеют одну особенность. Сетчатка, эта важнейшая часть глаза, состоит
из множества нервных окончаний, называемых в физиологии "палочками"
и "колбочками". Эти палочки и колбочки наполнены особым светочувствительным
веществом, которое под воздействием света вырабатывает фотохимическую
энергию, необходимую для зрения. Если вы знаете, почему на фотопластинке
появляется изображение местных предметов, то примерно такое же явление
происходит и на сетчатке нашего глаза. Только светочувствительное
вещество сетчатки более совершенно, так как оно позволяет нашему
глазу воспринимать все цвета и окраску предметов, а на фотопластинке
изображение получается одноцветное. Вот такое светочувствительное
и цветовоспринимающее вещество и содержится в колбочках. Их на сетчатке
человеческого глаза расположено примерно 7 миллионов и больше всего
в самом центре сетчатки, в так называемом "желтом пятне", куда,
прежде всего, поступает световой луч через зрачок и хрусталик глаза.
Колбочки осуществляют дневное (цветное) зрение.
Наряду с колбочками сетчатка глаза имеет больше 13 миллионов палочек.
Это - более многочисленные и более чувствительные частицы сетчатки,
но они уступают колбочкам в том отношении, что не различают цвета
и окраски предметов. Палочки гуще расположены не в самом центре
сетчатки, а около "желтого пятна". Они выполняют работу ночного
зрения, так как колбочки при ночном освещении "видят" слабо, а в
очень темную ночь почти совершенно не участвуют в процессе зрительного
восприятия.
Теперь нетрудно догадаться, почему при боковом зрении наблюдаемой
предмет кажется резче. Отводя взор в сторону от предмета, мы этим
самым скашиваем угол зрения, и световые лучи попадают на более светочувствительное
место сетчатки, т.е. туда, где больше палочек.
Теперь, когда мы узнали один из приемов ночного наблюдения, применяемых
опытными разведчиками, посмотрим, нет ли еще какого-нибудь способа,
облегчающего работу нашего глаза ночью.
На каком фоне человек и местный
предмет видны лучше?
Если
на белом пятне (например, на снегу) покажется одетый в темное обмундирование
человек, вы его быстро заметите. Но на фоне темного пятна заметить
его труднее. Еще труднее различить человека или предмет, когда он
находится на границе черного и белого пятен. Поэтому опытный разведчик,
чтобы лучше увидеть нужный ему объект, выбирает наблюдательный пункт
в таком месте, откуда предмет виден не на границе белого и темного
пятен, а на фоне, на котором он лучше, контрастнее выделяется. Вот
почему разведчик для наблюдения в темноте спускается с высоты вниз,
откуда местные предметы видны резче, так как они проектируются на
фоне неба.
К выбору ориентиров для наблюдения ночью подходят совсем иначе,
чем в дневных условиях. Днем мы обычно стараемся найти для ориентиров
предметы, более заметные на местности, например: красный куст, желтый
бугор, правый угол черной пашни и т. д. Ночью же, вследствие утраты
нашим глазом плотного восприятия, мы не увидим никакого желтого
бугра и красного куста, и эти ориентиры будут совершенно непригодными.
Следовательно, в качестве ориентиров потребуется отыскать другие
местные предметы, которые различались бы при ночном освещении. Такими
предметами могут быть отдельные, хорошо вырисовывающиеся на фоне
неба, высокие местные предметы с характерной конфигурацией (колокольня,
вышка, фабричная труба, мачта, башня, вершина высокого дерева, выделяющаяся
над массивом леса, и т. д.). Все эти предметы вследствие контрастности
на фоне неба вполне видимы ночью, и их можно использовать как ориентиры
при ночном наблюдении.
Итак, мы установили, что ночью наш глаз многого не в состоянии видеть.
Но у глаза есть очень хороший помощник - ухо. Звуки ночью различаются
очень резко, поэтому острый слух разведчика дополняет зрение. С
другой, стороны, глаз, корректирует то, что мы слышим. Возьмите
простой житейский, пример. Допустим, что вблизи вас раздался резкий
звук (выстрел, крик, шум). Вы моментально повертываете голову в
сторону шума, силясь отыскать глазами источник его, определить причину
его возникновения. Это взаимодействие глаза и уха у натренированного
человека является ценным качеством для разведчика. Чтобы правильно
определить, откуда исходит звук, бывалые разведчики используют ряд
профессиональных приемов. Они, например, прикладывают уши к земле,
определяя, таким образом, движения колонн танков и автомобилей противника.
Некоторые разведчики для этой цели берут палку, один конец ее ставят
на дорогу, а другой приставляют к уху. Этот способ также помогает
распознаванию источников звука.
Глазу ночью оказывают помощь и другие органы чувства. Нос, например,
может уловить различные запахи: дым от костра, от кухни, запах бензина.
Все это в комплексе позволяет добыть ценные сведения о противнике,
хотя ночь и уменьшила возможность использования основного "оружия"
разведчика - его глаза.
Мы намеренно расширили изложение основных вопросов беседы с солдатами,
чтобы дать руководителю необходимый отправной материал. Безусловно,
такая беседа будет полезна солдатам, вызовет у них интерес к предстоящему
ночному занятию. Но это только начало подготовки. На всех, остальных
занятиях, которые будут проводиться в эти дни, а также в часы самоподготовки,
руководителю нужно постепенно подготавливать солдат к занятию по
ночному наблюдению и подслушиванию путем объяснения и показа отдельных
приемов.
Подготовка района занятий
Для
проведения ночного занятия потребуется оборудовать участок местности.
Нужно, прежде всего, обозначить передний край обороны "противника",
разработать метод показа демаскирующих признаков и примет, которые
руководитель считает нужным показать солдатам, подготовить для этого
необходимые средства материального обеспечения.
Хорошо и умело созданная обстановка увеличивает поучительность занятия.
Руководителю придется вместе с сержантами выйти на местность и подыскать
район, соответствующий учебной цели. Затем он должен наметить состав
группы для действий за "противника" (желательно включить в нее бывалых
солдат, старослужащих) и потренировать ее на местности в показе
"противника" в таблице признаков и примет. Это необходимо сделать
потому, что руководитель фактически будет находиться на значительном
удалении от "противника" и руководить им ему придется при помощи
условных сигналов.
Таким образом, руководитель уже представит себе структуру предстоящего
занятия, которая затем найдет свое окончательное оформление в его
плане-конспекте.
Примерный план-конспект
Тема: "Разведка ночью способом наблюдения
и подслушивания".
Цель: научить солдат вести наблюдение и подслушивание в условиях
ночной темноты.
Метод: групповое упражнение с обозначенным противником, показом
демаскирующих примет и признаков.
Время: 80 минут.
Материальное обеспечение:
Изучаю
с солдатами следующие вопросы:
- Откуда лучше видно?
(Одну группу солдат направляю на, высокое место, другую - в низину
и предлагаю наблюдать друг за другом; затем группы меняются местами.)
- Как видны ночью местные предметы?
(Приказываю солдатам наблюдать за местными предметами, встречающимися
по пути, и докладывать.)
- Что и на каком расстоянии слышно?
(Шаги человека - 30 м, шепот людей - 8О м, негромкий разговор
- 90-100 м, различаются слова - 75 м. слышен хруст сломавшегося
под ногой сучка - 70 м.)
Все это демонстрируется выделенными солдатами.
Второй этап -
постановка задачи наблюдателям - 20 минут.
Прибыв
в район Занятия, объясняю солдатам цель занятия и ставлю им примерно
следующую учебную задачу:
"Противник" занимает оборону (указывается по местности). По данным
разведки, он продолжает укреплять свои позиции: строит новые сооружения,
устанавливает мины, проволочные заграждения. Оборонительные работы
производятся в основном ночью. Чтобы установить: характер обороны
противника, наш сосед справа на своем участке сегодня ночью поиск
с целью захвата "языка".
Ваша задача - группами по 2-3 человека выдвинуться в "нейтральную
зону" (указывает), выбрать место для наблюдения и подслушивания
и установить, где "противник" ведет оборонительные работы и характер
их, режим его огня, засечь действующие огневые точки на переднем
крае обороны (во время поиска разведчиками соседней части). Все
виденное и услышанное запомнить и доложить мне (указать время)".
Третий этап -
выдвижение групп
в "нейтральную зону" и
Практическое наблюдение и подслушивание - 45 минут.
Проверяю
порядок выдвижения солдат к местам наблюдения и подслушивания, затем
подаю сигналы для показа демаскирующих примет и признаков "противника"
по приведенной на стр. 34-35 таблице.
Разбор занятий
Заслушиваю
доклады обучаемых, разбираю и оцениваю их действия, а также действия
противника.
Проверяю наличие людей, материальной части и веду всех в казарму.
Некоторые замечания по проведению занятий.
Занятие обычно протекает по плану руководителя.
Если же в ходе занятия кем-либо из обучаемых будет проявлена разумная
инициатива, руководителю, разумеется, надо дать возможность солдату
действовать так, как он решил, и, если действия его будут поучительными
для остальных, отметить их на разборе и объявить поощрение. Наиболее
поучительной и интересной частью занятия будет его разбор. Руководитель
должен объективно разобрать действия обучаемых, отметить хорошие
действия, я также показать ошибки, солдат, которые неправильно вели
наблюдение и подслушивание. К примеру, если один из солдат, докладывая
о результатах разведки, не смог разобраться в том, что происходило
на переднем крае противника, значит, он не усвоил приемов наблюдения
и подслушивания в темноте. Сержанту, в подчинении которого находится
этот солдат, надо поручить дополнительно позаниматься с ним.
Мы показали лишь один из примерных вариантов работы руководителя
по подготовке и проведению занятия. В распоряжении офицеров имеются
неограниченные возможности для выбора методов обучения солдат искусству
разведки, особенно если учесть богатый опыт ведения ими разведки
в ходе боев в минувшей войне. Несомненно, широкое и умелое применение
на занятиях примеров из боевого опыта принесет большую пользу. Необходимо
всемерно прививать солдатам любовь к разведывательной службе, развивать
у них любознательность, сметку, инициативу. Это - одна из важнейших
задач руководителей занятий.
Перепечатка
статьи: www.vrazvedka.ru
|