ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Цель этого раздела -
дать творческой личности средства в борьбе с
внутренними и некоторыми внешними обстоятельствами
за высокую и длительную работоспособность.
Основные способы организации жизни пришли к
человеку извне -
ритмическая смена активности и отдыха, оптимизация
и рационализация
действий, коллективный труд.
До определенного момента требование повышения эффективности
жизни воспринималось как насилие, в частности
- как повышение степени эксплуатации. Вначале
человек вел борьбу за свое свободное время, понимая
под этим прежде всего борьбу за отдых. Успехи в этой
борьбе привели к массовому прогрессирующему
"обжорству временем" - оргии немногочисленной античной
аристократии сменились спортивными
и шоу-телепередачами с многомиллиардной аудиторией, а также
наркоманией и массовым алкоголизмом.
Только свободная личность может
достичь совершенства в
использовании своего свободного
времени и времени вообще. Но свобода - качество необходимое,
но не достаточное. Преобладание
духовных
потребностей и качественный
инструментарий - второе и третье
необходимые условия.
Возможно, первая письменно зафиксированная
попытка сделать
управление временем
сознательной потребностью человека - это первое
письмо из нравственных
писем к Луцилию, написанных Луцием
Аннеем
Сенекой в первые десятилетия
новой эры. Сенека рекомендует:
- письменный учет всего времени;
- деление времени
на хорошо, дурно потраченное и потраченное на
безделье;
- оценивать жизнь по
наполненности прожитого времени.
В письме Сенеки есть намек на планирование: "удержишь
в руках
сегодняшний день - меньше будешь зависеть от завтрашнего".
Один из приемов управления временем - введение
жесткого режима
дня. Иммануил Кант (1724-1804), проживший всю жизнь в Кенигсберге,
жил
настолько ритмично, что
соседи проверяли часы, когда он выходил на
прогулку. Прожил всю жизнь холостяком.
Второй период творчества, более
тридцати лет, посвятил исследованиям познавательных
и нравственных
способностей человека.
Творческие личности в своей массе берегли
свое время. Трудно
найти продуктивную творческую личность, у которой не было
бы жесткого
режима работы. Архимед и Аристотель, Роджер Бэкон
и Ньютон, Анри
Пуанкаре и Дюма-отец, Энгельс и Ленин, - все
эти люди стремились
построить систему расхода времени, которая гарантировала
бы высокую
выработку не за день - за жизнь.
Следующий шаг был сделан Александром Александровичем
Любищевым
(1890-1972). Начав в 1916 году вести систему учета времени,
он вел ее
до конца жизни. В этом пожизненном
эксперименте были проверены
принципы:
- наличие достойной цели
жизни;
- документальный учет всего времени;
- деление времени на
категории, где критерием выступает достойная
цель жизни и задача совершенствования личности;
- принцип увеличения
времени основной категории за счет других
категорий работ;
- равномерность
и ритмичность нагрузок: трудные работы с утра,
чередование легкой и тяжелой
работы, отказ от срочных поручений;
- управление разнообразием работ. Так,
чтение художественной
литературы Любищев относил к основной работе.
По мнению Дарвина,
*чтение художественной литературы и хорошая
музыка необходимы для
сохранения богатства личности, ее целостности, ее качества*;
- планирование и обратная связь по самоотчетам;
- выход из-под давления внешних обстоятельств, в частности,
отказ
от высоких должностей, административной
работы;
- принцип бездефицитности сил, т.е. приход к
началу следующего
цикла труд-отдых без накопления усталости;
- управление качеством
работ, в частности, переход к надцели.
Любищев сам формулировал короче:
1. Я не беру обязательных
поручений.
2. Не беру срочных поручений.
3. В случае утомления
сейчас же прекращаю работу и отдыхаю.
4. Сплю много, часов десять.
5. Комбинирую утомительные занятия с приятными.
Следующие шаги в деле управления зависят от нас с вами.
Можно выделить два вида
работоспособности:
- один - сделать конкретную работу
или максимум работы за
минимальное время;
- другой -
сделать максимум работы за заданное время - день,
месяц, год...
*Главная* цель применения
системы Любищева - добиться максимума
работоспособности второго вида,
где срок - вся жизнь. Достижение этой
цели должно идти поэтапно:
Этап 1 - "Разведка".
Этап 2 - "Перегруппировка сил".
Этап 3 - "Наступление".
Каждый этап характеризуется своими целями и тактикой.
Этап 1 - "Разведка"
Вся деятельность делится
на две группы: нагрузка и отдых.
К
отдыху разумно отнести сон,
еду, перемещение, непрофессиональный спорт - то, что позволяет
восстанавливать нервную систему. Деятельность,
которая ведет к утомлению нервной системы, учитывается как нагрузка.
*Не пытайтесь работать
больше, чем обычно - это опасно и вредно*.
Ваша задача на Этапе 1 - получить представительный
материал для
дальнейшего анализа. Поэтому месяц для учета следует выбирать
обычный - не отпускной, лучше весной или осенью. После
накопления данных за месяц, их нужно проанализировать.
Для того,
чтобы проанализировать полученные
данные, нужно
составить три списка
нагрузок. В первый список, который
назовем
"основная работа", войдут
те виды деятельности, которые служат поиску
или достижению достойной
цели жизни и время на которые
хочется
увеличить.
Во второй список, который назовем "навязанная работа",
войдут те
виды деятельности, которые навязаны
внешними или внутренними
обстоятельствами и время на
которые желательно сократить. И, наконец,
в третий список, который можно назвать "нейтральная работа", войдут
те
виды деятельности, время на которые желательно оставить без изменений.
Этап 2 - "Перегруппировка"
Наиболее важным
на Этапе 2 является уменьшение доли навязанной
работы и увеличение основной
работы за счет навязанной. Не стремитесь
увеличивать среднюю суточную нагрузку, а тем более
разовую суточную
нагрузку, даже если у вас остались силы.
Усталость накапливается
постепенно и может проявиться не сразу.
Можно выделить два вида
усталости - кратковременная и долговременная. Кратковременная
недолго
накапливается - от минут до нескольких дней,
хорошо чувствуется и
требует для ликвидации времени, соизмеримого с временем
накопления.
Долговременная усталость может не проявляться месяцами, накапливаться
незаметно, но когда проявляется, то может выглядеть
по-разному: как быстрая утомляемость, внезапная слабость,
скачки кровяного давления, другие неврозы. Для ликвидации
долговременного утомления чаще всего нужны месяцы. Будьте
осторожны!
При выполнении любой работы
в ней бывает творческая и
нетворческая составляющая.
Очевидно, даже если выполняешь основную работу,
то в ней бывает и техническая, монотонная работа - т.е. такая, время
на которую хочется уменьшить.
Этап 3 - "Наступление"
К началу этапа
нужно иметь уверенность в выборе тех
работ,
которые относятся к основным.
Упор на этапе 3 делается на планирование
и на выполнение планов. Вероятно, у
вас уже были срывы - периоды
восстановления после переутомления. Осторожность позволит вам выйти
на первый потолок - около 1500 рабочих часов
в год. На Этапе 3 нужно
осваивать передовой инструментарий
для ведения рационализации
интеллектуальной работы
- ведение справочных и творческих картотек,
обучение машинописи и т.п.
Особое внимание следует уделить освоению
передовых технологий переработки информации, таких, как теория решения
изобретательских задач,
математика и т.д. Т.е. повышение общей
и
профессиональной культуры
работы, определение достойной цели жизни дает возможность
определить набор инструментария для ее достижения.
* *
*
Многолетний опыт
внедрения системы Любищева показывает: только
ритмичная работа дает равномерную
и высокую производительность труда.
Основной принцип,
который можно назвать принципом бездефицитности, гласит:
к началу очередного рабочего цикла организм должен полностью
восстановиться.
Цикл состоит из двух частей - работы
и отдыха. Основной цикл
имеет суточный период. Более длительные сверхсуточные
периоды, как
показали исследования с
использованием Фурье-преобразования,
навязываются человеку извне.
Анализ показал два устойчивых периода -
недельный и годовой.
Остальные колебания работоспособности носят
нерегулярный характер и при
планировании их можно не учитывать. Более
важны внутрисуточные колебания активности организма,
наличие которых
общепризнанно. Анализ литературы и эксперименты показали,
что пики и
спады чередуются так:
подъемы: 5 - 6, 11 - 12, 17 - 18, 23 - 24
спады: 2 - 3, 8 - 9,
14 - 15, 20 - 21
Эти подъемы и спады, как правило, можно
отследить с помощью
обыкновенного термометра. Но такая ярко
выраженная ритмика может
отсутствовать. Ритмику можно сбить,
сдвинуть, рассогласовать.
Например, при сдвиге реальные
спады могут прийтись на указанные здесь
часы пиков, а реальные подъемы активности - на указанные часы
спадов.
Это не нарушает чередования
спадов и подъемов и не снижает
работоспособности. Но
если попытаться интенсивно работать в часы,
когда организм входит в периоды
спада активности, то могут возникнуть
стрессы, неврозы,
гипертония и т.п. Тогда подъемы и спады активности
становятся невыраженными,
работоспособность обязательно падает.
Рекомендуется: согласовывать
работу с пиками активности, а в периоды
спадов во
время бодрствования полежать 10-20
минут или даже
вздремнуть. Это позволит быстро пройти период
спада - чем глубже
торможение нервной системы
при спаде, тем скорее
она
восстанавливается.
Возможно, что наилучший режим дня - это распределить суточный
сон
более равномерно по суточным спадам. Использование сна во время
спадов позволяет разбить календарные сутки на несколько
физиологических и в сумме сократить время на сон. По мнению
некоторых исследователей это один из секретов феноменальной
нервной выносливости детей при усвоении новой информации.
Интенсивность работы - это один из ключей решения
свей проблемы
работоспособности. Корреляционный анализ показал два
пика - часто
случались дни с выработкой в 5-6 часов после
дней с выработкой 6-5
часов, и часто встречалась выработка в 0-2 часа после дней
с низкой
выработкой. Отсюда следовало два вывода:
1. Выработка в
5-6 часов в сутки близка
к предельной
бездефицитной.
2. Если дефицит накопился (случай долговременной усталости),
его
трудно ликвидировать за одни сутки.
|