Действия
в военное время
СЛЕДОПЫТСТВО
Изучение следов
техники
Вид гусеничной боевой
техники по следу можно установить довольно легко, зная ее основные
характеристики, в первую очередь ширину колеи и особенности рисунка
отпечатков гусениц, оставленных на почве.
Разведчик-следопыт
для измерения этих параметров должен постоянно иметь с собой рулетку
или измерительную ленту. Труднее определить вид колесной техники
по отпечатку следа, так как одинаковая техника может иметь различные
отпечатки шин и наоборот. Вид колесной техники лучше определять
на поворотах, так как именно здесь видны следы всех ее колес. При
изучении следов необходимо уметь определять вид и количество боевой
техники (транспорта), направление движения и давность следа.
Направление движения
боевой техники и транспортных средств определяется в основном по
характерным признакам оставляемых следов:
-
вершины углов в
следе протектора шины повышенной проходимости, как правило,
обращены в сторону, противоположную движению;
-
грунт под выступом
протектора или гусеницы уплотняется несколько больше в сторону,
противоположную направлению движения;
-
капли жидкости
(масла), упавшие по ходу движения, вытянутыми тонкими концам
указывают в сторону движения;
-
частицы грунта
отбрасываются колесом или гусеницей в сторону, противоположную
направлению движения;
-
трава и кустарники
приминаются в сторону движения;
-
грязь и вода при
переезде через лужи, канавы, болота обычно разбрызгиваются в
стороны и вперед, а в направлении движения остается влажный
след;
-
колесная техника
на поворотах образует колесами угол расхождения колеи и угол
схождения, причем угол схождения всегда будет направлен в сторону
движения;
-
гусеничная техника
на повороте образует более широкий след, при этом уширение следа
и выброс грунта идет в сторону, противоположную повороту, а
при повороте на месте поперечные борозды, образованные зажатой
(остановленной) гусеницей, вогнутой стороной обращены в сторону
движения;
-
если на дне следа
колес образовались уступы, то их пологая часть обращена в сторону
движения;
-
след тормозного
пути нарастает постепенно и резко обрывается в той стороне,
куда шла машина;
-
при выезде с грунтовой
дороги на шоссе, особенно при влажном грунте, на асфальте остаются
частицы почвы, указывающие направление движения.
Очень трудно, а иногда
и невозможно установить вид и количество техники, если по дороге
прошла смешанная колонна - так как следы одних видов транспорта
затираются следами других. В этом случае следует для изучения следов
найти такое место, где колонна останавливалась или совершался объезд
застрявшей (остановившейся) машины.
|