Действия
в военное время
СЛЕДОПЫТСТВО
Городок следопыта
и занятия охотой
При действиях разведывательных
групп в тылу противника важное значение имеет умение разведчиков
читать следы. Правильно прочитать следы оставленные человеком или
различными средствами передвижения (автомобиль, танк, бронетранспортер)
- это прежде всего определить, в какое время были оставлены следы,
сколько прошло человек или транспорта и в каком направлении.
Эта трудная задача
усложняется тем, что разведчик должен читать следы быстро, так как
времени для детального ознакомления со следом, как правило, не бывает.
Она усложняется и тем, что противник может прибегать к различным
ухищрениям и маскировке следов, чтобы ввести разведчиков в заблуждение.
Поэтому разведчик должен быть очень внимателен при чтении следов,
уметь отличать ложные следы от действительных, а это умение вырабатывается
на занятиях, и еще путем упорной тренировки своего внимания в повседневной
жизни.
Для проведения занятий
по следопытству целесообразно иметь оборудованный городок следопыта.
При оборудовании городка
следопыта учитывать основной принцип обучения - учить тому, что
необходимо знать разведчику, в зависимости от предназначения части,
специфических условий ведения разведки на конкретном ТВД. Следовательно,
размеры городка, его оборудование и содержание должны быть такими,
чтобы можно было отрабатывать все темы и учебные вопросы по следопытству.
Например, если предусматривается вывод групп через государственную
границу, то в городке должна быть оборудована контрольно-следовая
полоса и сигнализационно - заградительные устройства, при этом весь
комплекс различных контролирующих и сигнализационных устройств как
по размерам (высоте, ширине), так и по последовательности размещения,
должны соответствовать тому, что есть на границе.
В городке необходимо
иметь класс закрытого или открытого (летнего) типа, стенды с рисунками
и схемами по следопытству, предметы (макеты) для прокладки ухищренных
следов и другие учебные пособия. Стенды и плакаты следует размещать
на специальной площадке (учебном месте). Возле класса целесообразно
поставить ящики для хранения предметов, используемых на занятиях
по следопытству, например, номерные указатели, маты (соломенные,
хворостяные, травяные), макеты копыт и лап животных, ходули, шесты,
лыжи (для северных районов и средней полосы), измерительные ленты,
а также различные средства, используемые при преодолении сигнализационно
- заградительных устройств.
В городке следопыта
желательно иметь металлические или фанерные щиты, на которых крупными
буквами написать основные правила следопытства.
Большую помощь в оборудовании
городка следопыта и проведении занятий по следопытству могут оказать
офицеры и прапорщики погранзастав, комендатур штабов пограничных
округов, расположенных в непосредственной близости от пунктов постоянной
дислокации соединений, частей и подразделений разведки.
Однако в городке следопыта
разведчики могут получить лишь первоначальные сведения. Учиться
распознавать следы надо в поле, в лесу, на полигоне, там, где вся
земля испещрена самыми разнообразными отпечатками ног, копыт, лап,
колес, гусеничных траков, усеяна мусором, оставленным людьми в местах
своего пребывания. Если разведчик смотрит, но не замечает, видит,
но не анализирует, ему очень трудно стать хорошим следопытом. Каждый
разведчик должен видеть все новое, что ежечасно днем и ночью происходит
вокруг него, делать правильные выводы, знать, какие дикие животные
обитают в данной местности, знать особенности следов домашних и
диких животных, в каких местах они встречаются обычно, в каких -
случайно. Разведчик должен знать особенности поведения птиц в разное
время года и суток. Разведчику важно знать образ жизни местных жителей,
их обычаи, характер деятельности.
Все эти знания необходимо
проверять и дополнять при каждом выходе в поле. Только тогда они
будут способствовать овладению навыками следопыта.
|