Действия
в военное время
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ
РАЗВЕДЧИКОВ В ТЫЛУ ПРОТИВНИКА
Движение суровой
зимой
Жестокий мороз, пронзительный,
сбивающий с ног ветер, слепящая метель, многочисленные сугробы создают
немало трудностей при переходе, требуют напряжения всех сил и большой
выносливости. При подготовке к переходу особое внимание необходимо
уделять подгонке и защите обуви от увлажнения, так как ноги - самое
уязвимое место разведчика зимой.
Для утепления обуви
нужно использовать всевозможные стельки из фетра, войлока, сенной
травы и т.п. Весьма эффективно защищают обувь от увлажнения бахилы.
Это мешки или чехлы из какой-либо ткани, которые надевают поверх
обуви и благодаря образовавшейся прослойке воздуха сохраняют поверхность
ее относительно теплой. Образующийся водяной пар конденсируется
на внутренней поверхности бахилы, которая превращается в своеобразный
водосборник, непрерывно высушивающий обувь.
Чтобы сохранить ноги
в тепле, рекомендуется поверх носков надевать мешочек из полиэтилена,
а затем вторую пару носков. Образующееся "мертвое" пространство
обеспечивает надежную теплоизоляцию ног.
Очень важно утеплять
голову и лицо, так как на них приходится значительная часть теплоотдачи
организма. По данным некоторых исследований, тепло-потери незащищенной
головы при температуре воздуха -5 градусов С могут составить около
половины общей теплопродукции организма, а при -15С - почти три
четверти.
По ровному снежному
насту можно идти со скоростью 5-6 км/ч. Но скорость движения снижается
до нескольких сотен и даже десятков метров в час при передвижении
через участки торосистого льда. Преодоление препятствий на маршруте
в Арктике требует знания определенных правил и приемов. Двух - трехметровые
трещины можно просто перепрыгивать, сняв с себя весь лишний груз
и перебросив его на противоположную сторону; четырех - шестиметровые
участки, заполненные снежной кашей (снежурой), переходят с помощью
"снежного моста" из небольших глыб и обломков льда.
Если путь преграждает
высокая гряда торосов, лучше всего попытаться обойти ее или отыскать
в радиусе 300-500 м проход. Преодолевать гряду следует не торопясь,
соблюдая максимальную осторожность, так как глыбы льда зачастую
находятся в неустойчивом положении и, обрушившись под ногами, могут
причинить серьезные травмы (перелом, вывих, растяжение связок).
Небольшие разводья можно преодолевать на спасательной лодке или
использовать в качестве своеобразного парома отдельно плавающую
льдину, отталкиваясь от окружающих льдин палкой или автоматом.
Но переправы через
открытые участки воды - крайняя мера. Их лучше обойти или переждать,
пока не образуется прочный лед. Процесс ледообразования идет довольно
быстро, и тем интенсивнее, чем ниже температура воздуха. Так, прирост
льда (при начальной толщине 10 см) при температуре -5С составляет
0,6 см, с понижением температуры до -25С - 2,9 см, а при -40С -
4,6 см в сутки.
Зимние переходы в тундре
не менее трудны. Единственным ориентиром, который иногда может помочь
в выборе правильного направления, служат гурии - искусственные гряды
камней, сложенные на берегу в качестве опознавательного знака. Особенно
опасен переход в степи и в тундре во время пурги. Сильный, пронизывающий
ветер сбивает с ног, изматывает силы, затрудняет дыхание, человек
быстро слабеет. Так, при ветре 25 м/с темп движения снижается с
5 до 0,5-1 км/ч. Воздействие низких температур в сочетании с сильным
ветром ведет к быстрому увеличению энергозатрат. Например, при ходьбе
на встречном ветре они возрастают до 634 ккал/ч. В результате организм,
расходуя тепло, быстро охлаждается. Кроме того, при скорости ветра
свыше 10 м/с нормальное дыхание нарушается, поскольку воздушный
поток затрудняет акты вдоха и выдоха. Но, самое главное, в пургу
человек лишается способности здраво осмысливать создавшееся положение,
теряет ориентировку и легко становится жертвой холода.
|